родителям от логопеда

 
 
 

Гиперактивный ребенок

 Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.

 
Симптомы гиперактивности.

 
Как же проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

 

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных.

 

Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую гиперактивные детки рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме или папе, или другому близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является следствием преперенательных осложнений, тяжелых патологических родов.

 

Первые признаки гиперактивности, как правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще гиперактивность встречается среди мальчиков.

При неблагоприятном взаимодействии с гиперактивным ребенком, такие нарушения становятся долговременными и могут проявляться вплоть до позднего подросткового периода. У таких подростков повышается степень риска развития антисоциального и агрессивного поведения, более серьезного употребления алкоголя и наркотиков, беспокойства, более частой смены мест работы, супружеских проблем, а также повышенной опасности суицида. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать гиперактивность ребенка и проводить необходимый ряд мероприятий.      

 Что делать, если в семье гиперактивный ребенок.

 Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь малышу его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей. Давайте попробуем разрешить их вместе. Что же важно знать при воспитании гиперактивного ребенка.

 Диета.

 Для гиперактивных деток особенно важно полноценное сбалансированное питание. В их рацион обязательно должны входить витаминосодержащие продукты. Во времена недостатка естественных витаминов в питании (зимой и ранней весной) таким деткам нужно принимать витаминные комплексы. Для выбора витаминного комплекса обязательно обратитесь к врачу (невропатологу или педиатру). Помните, что многие гиперактивные детки имеют предрасположенность к аллергиям.

 В меню ребенка должны входить продукты, в которых содержаться необходимые микроэлементы (калий, кальций, магний и т. д.). Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, гречневая крупа, морепродукты, творог, овощи, фрукты, натуральные соки.

 Желательно избегать таких продуктов питания: шоколад, конфеты, лимонады, белые мучные изделия, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. И осторожно вводить в пищу аллергеносодержащие продукты: яйца, жирные молочные изделия, продукты, содержащие консерванты, красные и желтые фрукты и овощи.

 Режим дня.

 Каким же должен быть режим дня гиперактивного ребенка.

 Такие детки обычно поздно засыпают. Им свойственно долго крутиться в кроватке. Они могут становиться «мостиком», петь песни, играть, задавать массу вопросов и долго не засыпать. Поэтому такого ребенка бывает сложно добудиться утром. А если все-таки Вам это удалось, то полдня он может быть раздраженным и агрессивным. Как же быть? Для начала постарайтесь установить оптимальное время подъема. Если ребенок посещает садик или школу, то это должно быть максимальное время для того, чтобы успеть собраться и не опоздать (такого ребенка необходимо с раннего детства приучать к пунктуальности). Если же ребенок после просыпания остается дома, то время подъема должно быть разумным. Не будите ребенка громкими призывами вставать, не вынимайте его из постели, пока он сам этого не захочет. Идеальный вариант пробуждения такой. Подойдите к кроватке своего крохи, погладьте его по голове, поцелуйте, пожелайте доброго утра. Только после этого переходите к тому, что уже пора вставать. Хорошо, если у Вас выработается определенная система просыпания с какими-нибудь символами. Это может быть утренний расслабляющий массаж; песенка, которую поет мама;  15 минут лежания в родительской постели или что-нибудь другое. 

 В Вашем распорядке дня должно быть четко установлено время еды. Для того чтобы определить время первого приема пищи (завтрака) пронаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на то, какие у него суточные биоритмы. Если Ваш малыш долго отходит ото сна, с утра вялый и менее подвижный, то, скорее всего, его организм будет готов к первому приему пищи не раньше, чем через 1 – 1,5 часа. Так же симптомами неготовности к приему пищи могут быть тошнота во время завтрака, полное отсутствие аппетита. В таком случае не заставляйте его есть раньше этого времени. Если есть возможность, чтобы такой ребенок первый прием пищи получал в садике или школе – это будет лучшим решением этого вопроса. Если же ребенок остается дома, займите его на этот час каким-нибудь спокойным, но обязательно интересным делом. Если же напротив, Ваш малыш с раннего утра проявляет максимум активности, то его первый прием пищи должен быть в первые полчаса после просыпания.

 Для такого ребенка большую роль играют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу!  Дайте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам (в резиновых сапогах), стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные состояния, то лучше всего разряжать агрессию на улице. Чаще всего дети сами выдумывают способы снятия своих напряженных состояний. Но если у Вашего крохи это не получается – подскажите ему. При этом не упустите возможности поговорить с ним о том, что разряжать агрессивные состояния можно только на неживых предметах (детской горке, фонарном столбе, камнях, асфальте и т. д.). При этом нельзя причинять вред другим детям, замахиваться (даже в шутку) на взрослых, бить и ломать растения и обижать животных.

 Во время прогулки Вы преследуете несколько целей: обогащение кислородом, разрядка напряжения, удовлетворение гиперактивных процессов, социализация ребенка в естественных условиях – на детской площадке. Так же на прогулке у Вас появляется намного больше возможности для смены деятельности. Дайте малышу сначала побегать, поскакать. Затем переключите его внимание на что-нибудь интересное, но спокойное. Рассмотрите птичку (что у нее есть? клюв, перья, крылья и т.д.), изучайте цвета по проезжающим автомобилям, расскажите ребенку о марках машин, посчитайте деревья в саду и др. Предложите ребенку прогулку в том направлении, которое он выберет сам. А потом с любого места пусть он, руководя Вами, отыщет дорогу домой. Старайтесь переключать свою детку с активных игр на более спокойные и обратно с частотой в 15 – 30 минут.

 Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2-х до 4-х часов. Для того чтобы процесс укладывания такого ребенка проходил с наименьшими сложностями, постарайтесь выработать определенный ритуал. Например, после обеда отнесите малыша на ручках (обнимая и целуя) в ванную, где вместе вымойте руки. Позвольте ему самому закрыть кран и выключить свет. Расстелите вместе его постель. Пока малыш засыпает, посидите рядом, почитайте сказку, погладьте по руке, возьмите с собой спать любимую игрушку. Можно сделать перед сном расслабляющий массаж.

 Разрабатывая режим дня для своего ребенка, учтите несколько моментов: этот режим не должен меняться длительное время; он должен быть удобен Вам, Вашему ребенку и не мешать посещать детские учреждения; режим должен учитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его интересы.

 Вот приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка.

 9:00 –  9:15              Подъем

9:15 –  9:30              Умывание

9:30 – 10:00             Спокойные игры (лепка, рисование)

10:00 – 10:30            Завтрак

10:45 – 12:00            Прогулка

12:30 – 13:00             Обед

13:00 – 16:00             Дневной сон

16:00 – 16:30              Активные игры

16:30 – 16:45              Полдник

17:00 – 19:00              Прогулка

19:00 – 19:30              Ужин

19:30 – 21:00              Спокойные игры, чтение

21:00                           Отбой
 
 
 
 
 
 
 




10.11.13 г.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков:

шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей,  но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Уважаемые родители!

Речь пойдёт о формировании у ребенка речевого слуха, слухового внимания и восприятия. Почему это так важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Развитый речевой слух  отвечает за контроль за собственной речью.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).

Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, предлагаю родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.
Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Слуховое восприятие можно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

Учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА, СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

·       Определение звучания игрушек.(3-4 г) Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки ), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать, воспроизвести ее звучание).

 ·       Определение голосов членов семьи, птиц, животных (папа из комнаты, а мама с кухни должны назвать имя ребенка).

·       Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь).

·       Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф).

·       На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.

·       Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.

·       Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: предлагается ребенку встать спиной к говорящему и повторить за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок, например, «Коля, нашел шапку» или «Наша Таня громко плачет» или «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок» и т.д.

·       «Отгадай, что звучит» (3-5 л.).

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

·       «Солнце или дождик» (3-4г.).

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на улицу. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

 ·       «Разговор шепотом» (4-6 л.).

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

·       «Посмотрим, кто говорит» (3-4 г.).

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

·       «Слышим звон и знаем, где он» (4-5 г.).

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление

·       «Скажи, как я» (4-5 г.).

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и повторять их так же и следить за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

·       «Угадай, что делать» (4-5 г.).

У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. Услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

Радостного общение!
Ваш логопед.
10.11.13 г.
 
 
 
 
 8.12.13 г.
На зарядку становись!
Ув. родители,
                    предлагаю комплекс
артикуляционной гимнастики
для домашнего выполнения с детьми.


Комментариев нет:

Отправить комментарий